Радио: волна, приёмник, эфир

11 октября 2021

Термин и история

Слово «радио» в переводе с латинского «radiare» означает «излучать, испускать лучи».

Основой радио являются электромагнитные волны. Сегодня это известно каждому школьнику, но человечество догадалось об их существовании лишь в конце XVII века и то смутно. Потребовалось еще два столетия, чтобы английский ученый Майкл Фарадей в конце 1830-х годов, наконец, уверенно заявил об обнаружении электромагнитных волн. Еще через 30 лет другой ученый из Великобритании Джеймс Максвелл закончил построение теории электромагнитного поля, которая и нашла свое применение в физике.

День 7 мая вошёл в историю мировой науки и техники как День рождения радио. Именно в этот день в 1895 году на заседании Русского физико-химического общества российский физик Александр Степанович Попов выступил с докладом и демонстрацией созданного им первого в мире радиоприемника, осуществив первый сеанс радиосвязи.

В 1945 году в Советском союзе отметили юбилей со дня изобретения радио – 50 лет. Правительство страны приняло решение считать эту дату ежегодным Днём радио, что позднее было утверждено и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года № 3018-Х «О праздничных и памятных днях».

Техника

Беспроволочный радиотелеграф является выдающимся изобретением человечества конца XIX века, ставшим началом развития радиотехники и в дальнейшем — электроники. Если в основе действия электрического телеграфа положен электрический ток, то носителем сигнала в радиотелеграфе являются электромагнитные волны. С открытием электричества по проводам поступали электрические сигналы, передававшие телеграммы и человеческую речь. Однако нельзя протянуть телеграфные и телефонные провода за судном или другим видом транспорта, нельзя протянуть их в труднодоступные места. В отличие от электрического тока электромагнитные волны распространяются в пространстве без помощи проводов. Чтобы передавать сообщения без проводов, необходимо иметь радиопередатчик и радиоприемник, связанные между собой электромагнитными волнами — радиоволнами, которые бы излучались передатчиком и принимались приемником.

Великий русский ученый А. С. Попов создал прибор, который обнаруживал и реагировал на электромагнитные волны — радиоприемник. Прибор принимал и отражал на ленте телеграммы, которые передавались по радио.

Факты

Первые опыты, которые способствовали изобретению радио, положил американский стоматолог Махлон Лумис. Беспроводная связь осуществлялась с помощью воздушных змеев, которые поднимали в воздух два провода. Уже в 1868 году он смог передать сигнал на расстояние больше 20 километров.

Эйфелева башня обязана своей «жизнью» именно радио. Ее возвели специально для Всемирной выставки 1889 года, а по прошествии 20 лет был запланирован ее демонтаж. Однако, при открытии радио было решено установить на ней антенны для большей дальности и силы сигнала. Это и спасло нынешний символ Парижа.

Радиоспектакль 1938 года по мотивам книги Герберта Уэллса «Война миров» вызвал панику в некоторых городах США. Многие подумали, что слушают реальные новости, где говорилось о том, что на Землю напали марсиане.

На радиостанции Birdsongradio непрерывно транслируют птичьи песни, 20 лет назад записанные орнитологом Квентином Говардом в его саду в графстве Уилтшир.

В 1966 году Джон Леннон сказал, что группа The Beatles популярнее Иисуса Христа. Небольшая радиостанция Техаса KLUE, возмущенная таким заявлением, провела акцию публичного сожжения пластинок известной группы. На следующий день здание радиостанции было поражено молнией, всё оборудование было уничтожено, диктор потерял сознание.

История радиорекламы

Золотой век радиорекламы в США — 30-е годы. Все рекламы озвучивались дикторами непосредственно перед микрофоном, без записи. Однако это приводило к проблемам, таким как кашель, запинание и случайные ошибки в словах.

Радиореклама, по сути, стала родоначальницей жанра «мыльная опера». Первой настоящей мыльной оперой считается Betty and Bob (первая радиопередача 10 октября 1932). После этого последовали многие другие. В 30-х годах также сформировалось название «мыльная опера», так как их аудиторией были американские домохозяйки, а спонсорами показа — производители мыла и других моющих средств, в частности Procter & Gamble. В 40-е годы мыльные оперы переместились на телевидение.

Специфика радиорекламы

Для радиорекламы первые 10 секунд самые важные: если сразу не заинтересовать слушателя, он может не воспринять рекламное послание. Запоминаемость информации, полученной аудиовизуальным путем, гораздо выше, чем запоминаемость сведений, полученных другим путем. Радиореклама привлекает внимание только 30% аудитории слушателей. Сила внимания к радиорекламе находится в прямой зависимости от ее продолжительности.

Радиореклама имеет свои особенности:

Для создания сюжета и обеспечения узнаваемости необходимо время: более дорогой 60-секундный радиоролик имеет больше шансов для запоминания, чем 30-секундные.

Для радиорекламы первые 10 секунд самые важные: если сразу не заинтересовать слушателя, он может не воспринять рекламное послание.

Скорость чтения не должна превышать двух с половиной слов в секунду. Возможное количество слов в радиоролике на 10 секунд — 20-25 слов; на 20 секунд — 40-45 слов; на 30 секунд — 60-70 слов; на 60 секунд — 125-140 слов.

В рекламе длительностью 1 минута название товара или фирмы следует повторить 4-5 раз.

Надо помочь слушателю мысленно увидеть товар. Для этого следует упоминать такие его характеристики, как размер, цвет, вес, запах и т.д. Музыка и различные звуковые эффекты должны помогать восприятию товара, а не развлекать.

Последовательность предъявления информации должна быть следующей: сначала «что», потом «как» — и только затем «где».