Журналистика: истории, факты, рейтинги

07 октября 2021

В России первую печатную газету основал Петр I в 1702 году, называлась она «Ведомости». Это издание уже напоминало современную прессу: его печатали тиражом от одной до четырех тысяч экземпляров и продавали за две копейки. Редактором газеты выступал лично император.

Какая газета выпускалась самым массовым тиражом в мире? Кто написал самый короткий рассказ? Способен ли искусственный интеллект сочинять тексты?

Об этом и многом другом в рубрике «МедиаФакты».

О происхождении термина «желтая пресса»

Существует несколько теорий происхождения выражения «желтая пресса».

Согласно одной, связано это с низким качеством бумаги, на которой в США в 1830-х годах печатались первые дешёвые бульварные газеты («penny press»). Такая газета очень быстро приобретала желтоватый оттенок.

По другой из версий термин появился в результате конкурентной борьбы между главным редактором «New York World» Джозеф Пулитцером и главным редактором «New York Journal» Уильямом Рандолфом Хёрстом.

В 1896 году «New York World» стал регулярно печатать в своих выпусках комикс о бедном малыше из трущоб под названием «Жёлтый малыш», автором которого был художник-график Ричард Фелтон Ауткот. Создатель комикса решил оживить чёрно-белые страницы издания и раскрасить одежду персонажа в жёлтый цвет. Такое решение привлекло внимание читателей — тираж газеты сразу же вырос в разы. Увидев успех конкурента, «New York Journal» переманил Ауткота в свое издание. В результате между двумя издательствами началось масштабное противостояние: два главных редактора использовали все печатные возможности, чтобы представить газету конкурента не в лучшем свете. Об этой «войне» знали все жители Нью-Йорка. И однажды редактор «New York Press» Эрвин Уордмэн в одной из своих статей назвал конкурирующие издания «жёлтой прессой», припомнив Пулитцеру и Хёрсту героя комиксов, который их поссорил.

Сейчас это выражение применяют к материалам, которые описывают скандалы, слухи, сплетни, сенсации.

Самая крупнотиражируемая газета

Популярнейшей в мире считается издаваемая в стране восходящего солнца газета с названием «The Yomiuri Shimbun» (Ёмиури Симбун).

Газета существует с 1874 года и публикуется дважды в день. Ежедневно ее читают примерно 10 млн человек, что сравнимо с населением Венгрии или Чехии. Издание не только имеет свои представительства в наиболее крупных городах Японии, но и издает газету The Daily Yomiuri – печатное средство массовой информации для японцев на английском языке

В январе 2002 года совокупный тираж утренних и вечерних газет составил 14,323,781 экземпляров.

Самый короткий рассказ

Однажды Эрнест Хемингуэй поспорил, что напишет самый короткий грустный рассказ. Он использовал всего 6 слов: «For sale: baby shoes, never worn» («Продаются детские ботиночки. Неношеные») и выиграл спор. Правда, эта история считается скорее легендой, ибо нет ни одного доказательства, что писатель действительно придумывал подобный рассказ.

Однако это послужило тому, что во всем мире проходят десятки конкурсов на «самый короткий рассказ». Легенда также вдохновила и пользователей соцсетей на многочисленные шутки и мемы.

Необычные запреты для работников вещательной организации

В 2012 году компания «Би-би-си» (ВВС) запретила своим сотрудникам писать экстренные или эксклюзивные новости в Twitter, прежде чем они оповестят о произошедшем своих коллег.

Редактор по социальным медиа «Би-би-си» Крис Хамильтон официально объяснил решение компании тем, что приоритет медийного агентства — оповещение не только читателей микроблога в социальной сети, но и всей аудитории информационного агентства.

Искусственный интеллект в журналистике

В 2019 году команда прикладных исследований социальной сети «ВКонтакте» разработала нейросеть, способную генерировать кликбейтные новостные заголовки.

Для работы искусственного интеллекта потребовался только текст новости. Для того, чтобы слова были использованы в правильных падежах и склонениях и в итоге получить связное предложение, ИИ подбирает заголовки из фрагментов текста.

«ВКонтакте» провели эксперимент — добровольцам был продемонстрирован оригинальный и автоматически сгенерированный заголовок к одной и той же новости. Участники отметили, что в 45% случаев машинный заголовок был не хуже оригинального, а в 15% — лучше.

«Исследование с добровольцами показало, что заголовки, созданные нейросетью, пока не всегда получаются такими же качественными, как написанные человеком. Однако мы не перестаём улучшать модель — и непременно добьёмся равных результатов», – прокомментировал разработчик-исследователь «ВКонтакте» Даниил Гаврилов.

В 2021 году команда программистов из Владивостока вместе с филологами и лингвистами создали первую в мире нейросеть, которая придумывает логичные заголовки наравне с человеком.

Работа над проектов велась два года, команде удалось собрать свою базу данных из более чем миллиона новостей и информационных статей, написанных сотнями журналистов. Проект оказался более успешным, нежели аналогичные предшественники.

Искусственный интеллект мгновенно читает текст, выделяет основную мысль и причинно-следственную связь и пишет заголовок, который подходит тексту.

Подобрать заголовок к своему тексту можно на сайте.